Журнал “FPS” №28

К выходу FPS №28 мы решили приурочить открытие сайта-блога http://fps-magazine.blogspot.ru, в котором постепенно собираемся разместить всю информацию из нашего старого, ныне несуществующего сайта (fpsmag.zymichost.com). Надеемся, этот ресурс поможет читателям, не зарегистрированным в Google+, не терять нас на просторах Интернета и быть в курсе обо всех событиях из жизни журнала.

А в этом выпуске FPS вы найдете следующие материалы:

  • Подборка новостей по Blender
  • Интервью с Ларри Гритцем, создателем OSL
  • Рисуем фрактал на D
  • Обзор альтернативных ОС
  • Игровые новости из мира Linux
  • Кому нужен Linux? Правда и вымыслы
  • Культовые игры: The Elder Scrolls V
  • Angry Birds в России
  • Как создавались игры 80-х и 90-х
  • Каково быть гиком в тюрьме? Исповедь Анонимуса

Журнал доступен для онлайн-чтения и загрузки на Документах Google, на Dropbox, а также на Issuu.com.

Последние новости по проекту вы можете узнать в публичной странице журнала в социальной сети Google+: http://gplus.to/fpsmag. Добавляйте нас в круги, оставляйте свои комментарии и отписывайтесь в нашем сообществе.

Архив номеров журнала вы можете найти здесь.

GScript – скриптовый язык для D

В игровом движке трудно обойтись без какого-либо способа динамического задания логики и поведения объектов, поэтому я решил написать для Atrium скриптовый язык. Это очень простой императивный язык с динамической типизацией и (пока) всего одним внутренним типом – float.

Что уже реализовано:

  • Модульная система, как в D;
  • Функции (есть поддержка рекурсии);
  • Локальные переменные;
  • Передача аргументов по значению и по ссылке. Что интересно, передача по ссылке возможна в любую функцию, так как ссылочный тип указывается при конкретном вызове функции, а не при ее объявлении;
  • Условный переход if…else;
  • Цикл while;
  • Возможность расширять язык собственными функциями на D.

Кодогенератор и виртуальная машина к языку пока находятся на стадии прототипа (реализация рабочая, но далека от оптимальной).

Пример кода на GScript:

import myPackage.myModule;

func main()
{
    var x = 10;
    var a, b;

    a = x * 2 + 1;

    while(a > 0)
    {
        a = a - 1;
        b = b + 1;
    }

    writeln(x, a, b);
}

Исходники проекта доступны на GitHub:
https://github.com/gecko0307/gscript
Примеры скриптов

Приветствуются предлолжения и пожелания – какую функциональность вы бы хотели видеть в языке (оговорка: поддержка ООП в ближайшее время не планируется).

Распараллеливание обработки изображений

API dlib.image позволяет создавать фильтры, которые легко распараллеливать на несколько процессоров. Изображение условно разбивается на несколько блоков заданного размера, которые затем обрабатываются фильтром через std.parallelism.

import std.parallelism;
import dlib.functional.range;
import dlib.image.image;

struct Block
{
    uint x1, y1;
    uint x2, y2;
}

alias Range!uint PixRange;

void parallelFilter(
     SuperImage img, 
     void delegate(PixRange blockRow, PixRange blockCol) ffunc, 
     uint bw = 100,
     uint bh = 100)
{
    if (bw > img.width)
        bw = img.width;
    if (bh > img.height)
        bh = img.height;

    uint numBlocksX = img.width / bw + ((img.width % bw) > 0);
    uint numBlocksY = img.height / bh + ((img.height % bh) > 0);

    Block[] blocks = new Block[numBlocksX * numBlocksY];
    foreach(x; 0..numBlocksX)
    foreach(y; 0..numBlocksY)
    {
        uint bx = x * bw;
        uint by = y * bh;

        uint bw1 = bw;
        uint bh1 = bh;

        if ((img.width - bx) < bw)
            bw1 = img.width - bx;
        if ((img.height - by) < bh)
            bh1 = img.height - by;

        blocks[y * numBlocksX + x] = Block(bx, by, bx + bw1, by + bh1);
    }

    foreach(i, ref b; taskPool.parallel(blocks))
    {
        ffunc(range!uint(b.x1, b.x2),
              range!uint(b.y1, b.y2));
    }
}

Пример (закрашивание сплошным цветом):

SuperImage filterTestMultithreaded(SuperImage img)
{
    auto res = img.dup;
    
    img.parallelFilter((PixRange row, PixRange col)
    {
        foreach(x; row)
        foreach(y; col)
        {
            res[x, y] = hsv(180.0f, 1.0f, 0.5f);
        }
    });
    
    return res;
}

Для сравнения – однопоточный вариант:

SuperImage filterTestSinglethreaded(SuperImage img)
{
    auto res = img.dup;
    
    foreach(x; img.row)
    foreach(y; img.col)
    {
        res[x, y] = hsv(180.0f, 1.0f, 0.5f);
    }
   
    return res;
}

На двухъядерном Intel Dual Core T2390 (1.86 ГГц) многопоточный вариант показывает прирост производительности на 70%.

Интернационализация в D

Представляю вашему вниманию i18n.d – простое и минималистичное решение для интернационализации программ на языке D. Работает по принципу GNU gettext и других аналогичных инструментов: для перевода строки, ее нужно обернуть в функцию “_”.
В данный момент модуль имеет поддержку Windows и всех POSIX-систем.

Пример использования:

import std.stdio;
import i18n;

void main()
{
    Locale.readLang("locale", ".lang");

    writeln("Hello, world!"._);
}

Программа будет искать файлы локализации (*.lang) в каталоге locale. Имена файлов должны соответствовать RFC 3066 (в POSIX-варианте). Кодировка – UTF-8.

Вот пример русской локали (ru_RU.lang):

"Hello, world!" = "Привет, мир!"
"Some text" = "Какой-то текст"

Исходный код i18n.d:
https://gist.github.com/gecko0307/8419717

Итоги 2013 года

Завершился 2013 год, в течение которого я всеми силами старался выкроить свободное время для работы над Atrium и сопутствующими инструментами. Подведу итоги: что было сделано, какие в прошедшем году произошли важные релизы и достижения.

  • Сециально для Atrium был разработан игровой физический движок dmech с поддержкой нескольких видов геометрических тел и сочленений. Он еще далек от совершенства, но уже пригоден для использования в простых задачах игровой динамики;
  • Было выпущено 6 номеров электронно-познавательного журнала “FPS” (№№ 22, 23, 24, 25, 26, 27). Кстати, в феврале 2014 года журналу исполняется 6 лет!
  • Состоялось серьезное обновление dlib: в частности, пакетов dlib.math и dlib.image. Библиотека обогатилась новой функциональностью, переехала на GitHub и обзавелась поддержкой DUB;
  • Вышла Cook2, экспериментальная ветка программы сборки проектов Cook со значительными изменениями и улучшениями;
  • Вышла альфа-версия Arrow – тетрисоподобной игры-головоломки с оригинальной механикой.

Огромное спасибо всем, кто так или иначе помогал мне в течение года:

  • Андрею Пенечко (MrSmith33) – за багрепорты и багфиксы в dlib;
  • Наталии Чумаковой (d_o_r_i_a_n_a) – за помощь по матчасти и тестирование всех программ на Windows 7, а также за сотрудничество по журналу;
  • Александру Санникову (Suslik) – за советы и помощь по физике.