Согласно свежей статистике, 73% разработчиков испытывали симптомы выгорания. При этом 70% пишут код ради развлечения по выходным – я считаю, что это очень интересный момент, это говорит о важности хобби-проектов и о том, что программирование само по себе не является фактором психологических трудностей. Вспоминается хрестоматийный эпизод из “Приключений Тома Сойера”, где покраска забора была и наказанием, и развлечением – все зависит от настроя и мотивации.

Распространено мнение, что лучший отдых – это смена деятельности. Но в случае с IT эту смену парадоксальным образом можно осуществить, “не отходя от кассы”. Я работаю дома и часто отдыхаю на рабочем же месте, просто переключаясь на хобби-проекты и другие интересные мне задачи. При этом бывает, что я пишу для души примерно то же самое, что и для заработка! Осознав этот примечательный факт, я решил, что мой опыт заслуживает описания в виде статьи.

По моим ощущениям, выгорание – это патологическая утрата мотивации. Потеря интереса к работе вплоть до полного отвращения и сопутствующих психосоматических реакций, когда кажется, что лучше болеть, чем работать. Психика выбивается из привычной колеи и требует каких-то радикальных перемен, мозг будто кричит: “Хватит!”. При этом отдых, даже длительный, дает лишь поверхностный и временный эффект – это важно. Что в такой ситуации делать, к сожалению, однозначно сказать нельзя: может быть, действительно необходима смена профессии, а может, хватит и нескольких походов к хорошему психотерапевту. Я лично пытался уволиться раза два-три, но каждый раз беседа с руководством приводила к некоему компромиссу, оптимизации условий. Хорошо, когда вам идут навстречу: доверительные отношения с коллегами вполне могут иметь терапевтический эффект. Но настоящего дзена я достиг, когда все-таки уволился и стал делать ту же работу на фрилансе. Это совсем другая реальность – даже если фактически в вашей деятельности ничего не меняется. Собственно, это так и называется – “эффект Тома Сойера”, только вместо того, чтобы мотивировать других, вы мотивируете самого себя.

Порой отличия фриланса от фуллтайма – в нюансах, в абстракциях: дьявол, как говорится, в деталях. Работа “на дядю” – это неизбежно исполнение назначенной вам роли, встраивание в некий чужой процесс, планирование которого – не ваша прерогатива. Вы ответственны за результат, но далеко не всегда свободны в распоряжении ресурсом. Вас в любой момент могут вывести из состояния потока, столь любимого программистами, ради какого-нибудь очередного митинга, где будут обсуждаться второстепенные для вас задачи. Недочеты менеджмента могут копиться годами, не мешая бизнес-процессам, но создавая сложности лично для вас в каком-то конкретном месте. А еще есть тенденция крупных компаний забивать гвозди микроскопом – выбирать для любых задач самые навороченные инструменты, даже если они никогда не будут использоваться на полную катушку. При этом почти всегда приходится подлаживать процессы под инструменты, а не наоборот, как, по идее, должно быть. Из-за этого постепенно накапливается раздражение, которое может привести к выгоранию. Работая на себя, вы контролируете 100% своих ресурсов, вы сами выбираете инструменты и планируете процессы. Если что-то идет не так, вам не нужно убеждать руководство внести изменения, не нужно проходить через бесячие формальные процедуры – можно поменять все, что угодно, в любой момент. Вы сами себе директор и тимлид.

Конечно, метафора со знаменитым героем Марка Твена больше шуточная – никакая работа не может быть тождественна развлечению. Дедлайны, сложные согласования и циклы правок никто не отменяет. Работа часто бывает скучной и до нелепости повторяющейся. Но на фрилансе у вас гораздо больше возможностей облегчить себе жизнь, автоматизировать все, что вы посчитаете нужным – самостоятельно создать что-то с нуля и внедрить в процессы, ни у кого не спрашивая разрешения. Рутина неизбежна, но она вас не сжигает, если у вас есть свобода бороться с ней.

Когда вы работаете за зарплату, у вас весьма слабая мотивация работать больше, чем минимально необходимо, особенно если за переработки не доплачивают. К тому же зарплата расхолаживает, приучает к протиранию штанов – многие просто ждут конца рабочего дня, убивая время соцсетями и YouTube’ом. Из-за этого возникает ощущение бессмысленно проведенного времени. Часто бывает, что весь день не работал, но все равно психически устал. На фрилансе не так: если нет заказов, вы все равно можете делать что-то полезное – совершенствовать рабочее место и инструментарий, заниматься SMM или портфолио, либо просто пойти гулять или делать домашние дела. Данную статью я пишу как раз в один из таких дней.

Может показаться, что межпроектные периоды простоя – это проблема, ведь за простой вам никто не платит. Но я предлагаю мыслить по-другому: представьте, что вы за эти недополученные деньги покупаете себе время для саморазвития. На работе никто вам ничего подобного не предложит, кроме совсем уж топовых компаний – вы обязаны всегда быть на месте, отгулы без уважительной причины нигде не приветствуются. Но это не очень комфортные условия, если вы хотите серьезно вложиться в себя. Фриланс в этом отношении дает необходимую гибкость: регулярно бывает время для чтения, для изучения чего-то нового. Я вот за несколько недель изучил таким образом Arduino. У меня часто спрашивают, откуда, мол, время на все это – а время всегда есть, просто за него нужно платить. Неделю вы работаете 24/7 без передышки, а потом неделя затишья и полной свободы – разве не круто?

Если вам кажется, что на работе вы слишком устаете и функционируете на пределе возможностей организма, то я уверяю – это иллюзия. Человек адаптируется ко всему. Мозг ленив: если его не напрягать, он расхолаживается и индульгирует – то есть, неоправданно жалеет себя. Перейдя на фриланс, я стал продуктивнее в 1,5-2 раза – и это не взятая с потолка оценка, именно настолько я увеличил свой доход. Если есть время, свободное от бытовых задач, можно работать и по выходным – ничего страшного с вами не случится, главное поддерживать нужный настрой. Смешно сказать: по выходным мне даже больше нравится, так как не прилетят правки от клиента, нет лишней коммуникации, и можно наслаждаться потоком. Жалеть себя не нужно – нужно трезво оценивать свои возможности.

Наверное, нет нужды лишний раз подчеркивать важность хобби-проектов в жизни разработчика. Но бывает, что и они становятся источником выгорания – у меня есть отдельный пост об этом. Пожалуй, подлинный дзен – в том, чтобы работа и хобби были взаимосвязаны. Работая над коммерческими проектами, вы одновременно создаете что-то полезное лично для себя, и наоборот: в рамках хобби-проектов накапливаете базу готовых решений для коммерческого использования. Работа в компании может этому серьезно мешать – вы стеснены договорами о неразглашении, различными юридическими подводными камнями: как правило, все, что вы пишете для компании, принадлежит компании, а не вам. На фрилансе подобных проблем обычно нет.

Конечно, фриланс не для всех – это не работа на пляже под пальмами, как все думают. У него есть свои минусы. Нестабильный доход, отсутствие социальных гарантий, оплачиваемых отпусков и больничных – для многих это важно. У вас нет страховки от ошибок, и часто бывает, что не у кого спросить совета в сложной ситуации. В связи с этим нужно перестраховываться, более скрупулезно управлять личными финансами, помнить о “черном дне”. И, конечно, постоянно учиться – в том числе и на своих ошибках. Свобода и психологический комфорт покупаются способностью расти над собой, умением адаптироваться к постоянно меняющейся реальности.

Written by Gecko

Разработчик компьютерной графики

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.